«Зависимость или уважение? Роль женщины в дагестанской семье и обществе»

Долгое время в советской исторической и этнографической литературе господствовало надуманное, ориентированное на выполнение «социального заказа», мнение о совершенно бесправном, сером, забитом положении дагестанской женщины в семье и обществе.

▶В обществе, где развивающиеся феодальные отношения переплетались со значительными пережитками патриархальных отношений, женщина не могла быть независимой по отношению к мужчине. Однако этнографические исследования и материалы показывают, что это была зависимость младшего по отношению к защитнику и опекуну, менее опытного и мобильного к более опытному и мобильному. К женщине, жене, матери и хозяйке, несущей на себе неимоверно тяжелый семейный груз, мужчина — муж, отец, брат — относился бережно и уважительно.

▶Ни один из важных вопросов, касающихся имущества, бюджета семьи, женитьбы сына, замужества дочери и др., практически не решался без участия жены, хозяйки дома. Брань в адрес жены, высказывание оскорблений в ее адрес, рукоприкладство общественным мнением резко осуждалось. Ярлык — «бьющий жену», «наносящий жене побои» (авар. «чlужу бухулев», лак. «щарссадатту») — для мужчины считался унизительным и наносил ущерб его достоинству.

▶Приданое и все подарки, полученные женщиной при замужестве (в том числе и подаренные родней мужа), составляли ее личную собственность. В состав приданого и подарков зачастую входили, кроме прочего, крупный и мелкий рогатый скот, а у горянок (в отличие, скажем, от кумычек) — участок пашни, сенокоса, сада и др. Молодому Абдулле, успешно окончившему мектеб, отец дарит пашню, а мать — покосное место.

▶При заключении брака, согласно шариатскому установлению, оговаривалась определенная сумма денег, уплачиваемая мужем жене в случае развода по его инициативе. Все это положительно влияло на чувство уверенности женщины в завтрашнем дне, на ее относительную материальную независимость и, в конечном счете, на ее положение в семье и обществе.

▶При этом обстоятельства нередко складывались так, что доля имущества жены по стоимости и значению превосходила имущество мужа. Такое положение вещей было характерно и для народов Северного Кавказа.

▶Тем не менее, согласно сложившимся нормам, жена ни в семейном кругу, ни тем более при посторонних, не проявляла себя, демонстрируя свои исключительные права на то или иное имущество; нарушил бы элементарные нормы и муж, подчеркивающий это ее право в присутствии родственников, соседей, односельчан.

Из книги С. А. Лугуева «Культура поведения и этикет дагестанцев (XIX — начало XX века)».

Опубликовано: 10.03.2025