Театр поэзии: другой Твардовский
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит, зрителей учреждений культуры республики ждут постановки, посвящённые этой юбилейной дате, приуроченные также и к Году защитника Отечества. Внимание творческих групп привлекают произведения, написанные о войне и на войне. Литературное наследие Александра Твардовского – яркий пример творчества человека, верного своей профессии и призванию, от которых он не отказался и в тяжёлые военные годы.
Поэт, журналист, главный редактор журнала «Новый мир», в годы Великой Отечественной военный корреспондент нескольких изданий, он создал целый пласт произведений – прозы и поэзии, отразив них не только события четырех трагических лет, но и передав дух не сломленного войной народа. Можно сказать, написал свою летопись войны. Книга очерков «Родина и чужбина», ряд известных поэтических текстов легли в основу спектакля Театра поэзии «В тот день, когда окончилась война».
– Мы поставили перед собой задачу взять немного другого Твардовского, отойти от всеми любимого и хорошо знакомого «Василия Теркина», – рассказывает сценарист постановки, заслуженный деятель искусств РД Ариза Батырова. – Для нашего поколения Александр Трифонович – масштабная фигура советской литературной эпохи. Его лирика военных лет, обозначенная им как фронтовые хроники, это настоящая многогранная картина лихолетья 40-х прошлого века. В нашем сценарии задействованы и части больших поэтических текстов автора – это поэмы «Когда окончилась война», «Я убит подо Ржевом». Огромное впечатление на меня произвели записки военных лет, собранные им в сборник «Родина и чужбина». Это наиболее известное прозаическое произведение писателя – размышления о человеке, его личной судьбе в войне и общей судьбе народа, пережившего бедствия и большие испытания. В процессе работы рождались идеи, как свести тексты поэзии и прозы. В сценарной работе принимала участие и режиссер спектакля, заслуженный деятель искусств РД Изумруд Алиева. Она просто ювелирно вычленяла моменты, способные выразительно и объёмно прозвучать со сцены.
В спектакле соблюден баланс между стихотворной частью и повествованием от имени автора, и хотя он не предполагает сквозного сюжета, зритель полностью захвачен историей, рассказанной со сцены, сложенной из судеб разных персонажей.
Вот перед нами образ матери-беженки, самой первой жертвы войны. Вот госпиталь, где медсестра Наденька рассказывает, как вытаскивала с поля боя раненого солдатика, как помогал лейтенант, который спас ей жизнь и которому позже спасёт жизнь уже она сама. Интонации героев меняются: в начале Великой Отечественной войны присутствует ощущение того, что люди не знают, как будет дальше, что их ждёт, но постепенно приходит новое осознание – попавшие в омут войны, преодолевая страх, неуверенность, тревогу, обретают второе рождение и надежду. И вот на сцене уже совсем другое настроение, когда в последние два месяца войны дорога идёт вперёд и только вперёд, уже нет места сомнениям и надо оставить позади сожаления о том, что ушло безвозвратно.
Очень интересное визуальное решение предложила художник-постановщик спектакля, заслуженный художник РД Ирина Миронова. Ей удалось малыми средствами, компактно и в то же время выразительно воссоздать быт Великой Отечественной войны, перенести героев в разные жизненные пространства, давая возможность одному предмету декорации выполнять сразу несколько функций.
Живое пение, народная инструментальная музыка сопровождают действие, помогая зрителю воссоздать малейшие оттенки чувств, что испытывали люди и на поле боя, и в тылу. Хочется отметить, что звуковая и световая партитуры, обрамляющие всё сценическое действо, точно и убедительно работают на идею постановки, и в этом заслуга режиссёра по звуку и свету Вали Абдулаева.
Премьеру высоко оценили не только обычные зрители, но и профессионалы. После просмотра коллеги благодарили авторов и высказывали свое мнение, не поделиться которым было просто невозможно – настолько переполняли эмоции и желание выразить свое восхищение постановкой. Художественный руководитель Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева, заслуженный деятель искусств РФ Бадрижат Магомедгаджиева так отозвалась о спектакле:
«Строго выверенная, построенная на размышлениях и поэтических шедеврах А. Твардовского инсценировка А. Батыровой: точно взятый ритм и многогранная партитура спектакля, наполненная метафорической образностью и глубиной проникновения в каждую строчку, каждое сказанное писателем слово определили глубоко эмоциональную организацию сценического действия в режиссерской концепции З. Алиевой. Сценическая правда и психологическая наполненность каждого создаваемого на сцене образа и одновременно прямое взаимодействие актеров со зрителями еще и еще раз погружают нас в дни невероятных испытаний, выпавших на долю советского народа, вызывая боль и сопереживание, восторг и преклонение перед его мужеством и героизмом, волей к жизни и волей к победе. Доброго пути и новых успешных проектов Театру поэзии!».
Ведущий специалист Союза театральных деятелей РД, театральный критик Наталья Газиева:
«Спектакль Театра поэзии – это открытие для многих зрителей Твардовского, его невероятного понимания глубины той боли, которую несла собой война. Театр показал это без ложного пафоса, малыми зарисовками о персонажах. Прочитанные стихи – своего рода мини-спектакли, за каждым из них стоит понимание того, что потеряло человечество в этом сражении. Невероятно интересен приём с кроватью, символом семейного благополучия и устойчивости, которая превращается в символ войны: это и койка в госпитале, и железнодорожный вагон, отправляющийся к линии фронта».
Замечателен образ самого Твардовского в исполнении Казбека Алиева, очень хороша Асият Айгунова. Театр поэзии делает великое дело: он открывает поэтическое слово людям, воспитывает на прекрасной поэзии как зрителей, так и своих молодых актеров. И то, как сами ребята-артисты это слово понимают и доносят, очень важно.
Спектакль «В тот день, когда окончилась война» только начинает свой путь, но первый его шаг уже показал, что путь этот будет успешным и продолжительным.
"Дагправда"