17 фактов о фильме «Гостья из будущего»

25 марта 1985 года, 40 лет назад, по Первой программе Центрального телевидения начался показ 5-серийного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего» по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Зрители были очарованы не только историей, но визуализацией картин будущего. Хотя создать их было нелегко. Фильм снимался на пленку, о компьютерной графике кинематографисты тогда даже не мечтали.

17 ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ

1. Около полугода длились поиски актеров на роли школьников. На роль Коли пригласили Алешу Фомкина, которого заметили в «Ералаше».

2. На главную роль девочки из будущего претендовало очень много актрис. Ею могла даже стать Наталья Шанаева, которая в итоге сыграла одну из школьниц – Лену Домбазову. Но режиссер никак не мог найти «ту самую». Наташа Гусева пришла с подругой на кастинг, чтобы получить автограф Кира Булычева, и когда Арсенов увидел ее взгляд – Алиса была найдена. Она же поначалу так растерялась, что на вопрос о годе рождения ответила: «1872-й».

3. Наташа Гусева была немного стеснительной, вела себя очень скромно, и было трудно поверить, что вскоре в нее будут влюблены все мальчишки СССР. Ведь среди ребят она не пользовалась большой популярностью.

4. Режиссер хотел, чтобы дети выглядели естественно, поэтому запретил гримерам даже подходить к ним. Но просил ребят не появляться на солнце, чтобы во всех кадрах был одинаковый цвет кожи.

5. Наташу Гусеву задевали успехи Алисы в фильме, потому что она была не слишком способной ученицей как раз по английскому языку и физкультуре. Актриса вспоминала, что очень долго учила английский текст, которым поражала одноклассников, но на озвучивании за нее говорит носительница языка. Наташа с детства мечтала о профессии биолога, обожала насекомых, а учебники по биологии и химии были с ней даже на съемках.

6. Кстати, в знаменитом прыжке через забор, конечно, снималась не она. Эту и другие опасные сцены (бег между троллейбусами) исполнила юная гимнастка Оксана Компаниец – она прыгала с подкидной доски, а с обратной стороны забора ее ловили ассистенты.

7. Одним из сложных моментов для ребят оказалась необходимость озвучивания роли. Было сложно попадать в слова, которые они произносили на экране. Но режиссер настоял, чтобы все озвучивали самих себя.

8. Михаил Кононов, который сыграл хитрого пирата Крыса, очень много импровизировал на площадке. А Вячеслав Невинный готов был исполнять все трюки своего героя самостоятельно. Но ему, конечно, не позволили.

9. Актриса Татьяна Божок, которая органично сыграла маму Коли, на самом деле была старше «сына» всего на 12 лет. На момент съемок Алеше Фомкину было 14 лет, а ей – 26.

10. Когда отец Алисы разговаривает с «ученым»-Крысом на его родном языке, в качестве инопланетной речи использовали проигранную задом наперед фразу «От топота копыт пыль по полю летит».

11. В сцене, где Алиса и Юля выходят из подъезда в виде «высокого человека», чтобы пираты их не узнали, в действительности Наташа Гусева сидит на плечах не Марьяны Ионесян, а Алеши Фомкина. Под плащом Алеша ничего не видел, а Наташа командовала, куда идти.

12. Флипы в реальном размере заказали специально для съемок, и каждый стоил огромную по тем временам сумму – 5 000 рублей (за эти деньги можно было купить машину). Чтобы снять, как они летают, пришлось сделать их игрушечные версии с маленькими фигурками людей внутри.

13. Очень сложно было снять здания будущего. Компьютерной графики не существовало, но художники картины нашли выход из положения: они создали маленькие полуметровые макеты зданий и подвешивали их в кадре на лесках, чтобы казалось, что дом находится на заднем плане, а герои – на переднем.

14. Робот Вертер был придуман специально для фильма, но сделать его механическим было бы сложно. Поэтому было решено, что его сыграет живой человек. Идея оказалась на редкость удачной – для многих это один из любимейших персонажей фильма, который принес в фильм и юмор, и драму.

15. В сцене, где пираты стреляют бластерами по колоннам, эти колонны были сделаны из пенопласта, а в них заложен небольшой запас взрывчатки. Лучи бластеров нарисовали позже.

16. Знаменитый прибор изготовили специально для съемок. Режиссер плохо представлял, как будет выглядеть миелофон. Тогда главный художник фильма принесла обычные призмы, которые применялись в производстве фотоаппаратов. Ему понравилось, как загадочно они они выглядят, призмы были порезаны и склеены в форму кристалла.

17. Нежный звук, который издает прибор, – это Первый концерт Чайковского на большой скорости. После съемок коробочка с миелофоном осталась у режиссера.

Опубликовано: 25.03.2025