11 ФАКТОВ О ТЭФФИ

21 мая 1872 года родилась Надежда Тэффи (Надежда Лохвицкая), русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица. Её творчество стоит в одном ряду с произведениями писателей-юмористов начала ХХ века, таких как Михаил Зощенко, Саша Черный, Аркадий Аверченко.

Когда-то ее книги разлетались как горячие пирожки, а сейчас о ней мало кто помнит. Но рассказы Тэффи не утратили актуальности, хотя созданы больше 100 лет назад. Проблемы обычных людей, о которых писала Тэффи, как известно, одинаковы во все времена.

В центре любого ее рассказа – «маленькая трагедия, юмористически повернутая». Она писала о людях и, казалось бы, простых жизненных ситуациях, в которые они попадали. Но умела так преподнести события, что все узнавали себя, грустили и тут же смеялись. Зощенко говорил, что она знала тайну смеющихся слов.

11 ФАКТОВ О ТЭФФИ

1. Когда писательница решила взять псевдоним, она обратила внимание на своего слугу Степана, которого все называли Стэффи. Первую букву Надежда отбросила, и появилось имя новой литературной звезды.

2. Сестра Тэффи – Мирра Лохвицкая была в своё время довольно известной поэтессой. Надо сказать, что девочки еще в детстве решили покорить литературный мир. Правда, по очереди. И первой будет Мирра – как старшая сестра. Но соперничество между сестрами все же возникло. Мирра возмутилась, когда Надежда опубликовала свое стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный» и подписалась семейной фамилией. Лохвицкая должна быть только одна! Вот тогда Надя и задумалась о псевдониме.

3. Однажды юная Надя отправилась ко Льву Толстому, чтобы попросить его изменить судьбу Андрея Болконского, своего любимого персонажа. Но, когда она увидела писателя вживую, так оробела, что лишь протянула ему фото для автографа.

4. Серьезно заниматься литературой Надежда решила уже в зрелом возрасте. Она уже побывала замужем, родила детей, развелась, прошла Первую мировую войну, будучи сестрой милосердия… То есть, впечатлений скопилось много.

5. Тэффи попробовала было писать лирику и это у неё отлично получалось. Но потом Надежда поняла, что ее судьба – это сатирические стихи или проза, причем такая, которая заставит людей смеяться.

6. Куприн как-то после того, как прочитал один из рассказов Тэффи, заявил ей: «Такая милая женщина, а писательница вы никакая». Позже он говорил о Надежде: «Нередко, когда Тэффи хотят похвалить, говорят, что она пишет как мужчина. По-моему, девяти из десяти мужчин следовало бы у нее поучиться безукоризненности русского языка».

7. После выхода сборника «Юмористические рассказы» Надежда стала знаменитой. В честь Тэффи выпустили духи и конфеты. Когда писательница съела коробку конфет, вдруг почувствовала себя плохо, да так, что пришлось вызывать врача. Позже она говорила, что таким образом «объелась славы».

8. Говорили даже, что Николай II не ложился спать, не прочитав на ночь какого-нибудь ее рассказа. Когда царя спросили, какого писателя он хотел бы видеть на праздновании трехсотлетия дома Романовых, он ответил: «Тэффи, только Тэффи».

9. Сильной стороной Тэффи были даже не шутки, а стиль, построение фразы. Сама писательница очень досадовала на то, что, несмотря на популярность, почти никто не признавал в ней именно стилиста. Она умела смешивать обороты из разных языковых пластов так, что это было неожиданно и смешно.

10. Притом что Тэффи была на равных с мужчинами в профессии, в личной жизни она иногда поступала по-женски кокетливо. Например, всегда ретушировала собственные фотографии, скрывала свои годы. Исследователи выяснили, что, когда Надежда эмигрировала, заполняя документы, она уменьшила свой возраст на 15 лет. Писательница всегда со вкусом одевалась, следила за собой, умело использовала косметику и подкрашивала волосы.

11. Тэффи была вынуждена уехать из России в Париж и долгие годы прожила в эмиграции. Именно там ее творчество немного видоизменилось: она стала создавать больше мемуаров, воспоминаний о своих друзьях-писателях. Эти очерки потом объединили в книгу «Моя летопись».

У ее произведений две стороны: веселая и печальная. Ведь, если их пересказать своими словами, получается, что речь часто идет о глупости, пошлости, необразованности. «Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их проживают, это трагедия», — писала Тэффи. Но волшебство ее творчества заключалось в том, что писательница никого не осуждала, и читатель чувствовал эту доброту и сострадание, с которыми она относилась к своим персонажам.

Опубликовано: 21.05.2025