Арктические конвои

В августе 1941 года в город Архангельск прибыл первый морской конвой из Великобритании. Это был груз с боевой техникой и стратегическим сырьём от новых союзников СССР. О том, что Лондон поддержит нашу страну в борьбе с фашизмом, Уинстон Черчилль объявил уже вечером 22 июня, в день вторжения гитлеровцев. А в ноябре 1941 года президент США Франклин Д. Рузвельт распространил на Советский Союз закон о ленд-лизе.

Конвои в основном состояли из судов Великобритании, США и СССР. Но принимали участие в транспортировке грузов и корабли под флагами других стран: Бельгии, Панамы, Норвегии, Польши, Нидерландов и Гондураса.

Суда шли из Великобритании и Исландии через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Путь этот они проходили всего за 10–14 суток. «Холодный угол ада» – так называли этот маршрут союзники. По нему в годы Великой Отечественной войны в Советский Союз доставляли военную технику, боеприпасы, топливо, каучук, обмундирование, провизию и грузы для химической промышленности. Обратные конвои из СССР в основном перевозили лес и драгоценные металлы в счёт оплаты поставок по ленд-лизу. За четыре года Великой Отечественной войны 78 арктических конвоев прошли северными морями. 1 398 кораблей доставили в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около 5 тыс.танков и 7 тыс. самолётов.

#Победа80

Опубликовано: 28.03.2025